top of page

«Такого чистого кристалла ещё нам не являлась благодать»

Запорожский классический лицей

Методическое объединение учителей фортепиано и курса основ актёрского мастерства и культуры:

Хомутенко Е. М. - специалист высшей категории, учитель-методист, преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер

Горелова А. Н. - Учитель по основам актёрского мастерства и культуры.

Сценарий

«Такого чистого кристалла еще нам не являлась благодать»

(2 ведущих, Саша, Бах и Магдалена)

На сцене за роялем Саша — пытается играть «З-х головную фугу», несколько раз начинает и останавливается.

Саша - Ну что же это такое! Всё не так! И зачем Бах сочинил такую трудную фугу! (звучит «Органная токката и фуга d-moll») и из-за двери на сцене появл. И. С. Бах. Бах - Слышу знакомые звуки! По-моему это моя фуга. Кто же её играет? Ба! Столь юный музыкант — и такое рвение! У тебя всё получится — мне пришлось усердно заниматься, и если ты будешь так же усерден, достигнешь того же. Желаю успеха. (Саша уходит, а Бах усаживается в кресло, на сцене стоит кресло и журнальный столик, на нём ноты) - Да! Помню я своё детство... Я родился в 1685 году в Эйзенахе. Род Бахов был очень музыкальный. Дед мой был мельником, булочником. Моя мать пасла овец, но музыку любили все. Из нашего рода вышло так много трубачей, флейтистов, скрипачей, органистов, что в скором времени в Германии каждого музыканта стали называть Бахом, а каждого Баха — музыкантом! У меня был неплохой голос, и я пел в хоре городской школы. В 9 лет я остался сиротой и меня воспитывал мой старший брат Иоганн Кристоф (он был церковным органистом). Он определил меня в гимназию и продолжал учить музыке. Но уроки, честно говоря, были скучными, однообразными. Однажды я нашёл в шкафу тетрадь с произведениями прославленных композиторов и тайком от брата начал переписывать эту тетрадь по ночам, при лунном свете! О! 6 месяцев длилась эта утомительная работа. Зрение моё сильно пострадало, и в конце жизни я практически ослеп, не помогла и серьёзная операция. Но каково же было моё Огорчение, когда брат однажды застал меня за переписыванием нот и отобрал уже переписанные ноты!

Вед.- Жизнь так распорядилась, что Баху самому пришлось учить и воспитывать как своих детей, так и, например, воспитанников певческой школы при церкви Св. Фомы в Лейпциге. Поскольку муз. пьес для начинающих музыкантов было недостаточно, он сочинял их сам. Так появилась «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Анна Магдалена — жена Баха, хорошо пела и играла. Да вот, кстати, и она.

А.М.- да, у нас вся семья училась музыке. Наши сыновья и дочери стали прекрасными музыкантами. Для них Иоганн Себастьян сочинял вокальные и инструментальные ансамбли. А мне очень нравились пьесы, написанные для меня.(Звучит « Волынка».)

Вед.-Иоганн Себастьян сам постоянно учился. В 1705 не имея денег, он пешком прошёл почти 400 км.,чтобы прослушать игру знаменитого органиста Д. Букстехуде? И.С.- Да! Однажды в Дрездене должно было состояться состязание с знаменитым в то время органистом Луи Маршаном. Накануне состоялось наше предварительное знакомство. Мы оба играли на клавесине. Вед.-но в ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство И.С. И.С.-но я продолжал свой тяжёлый труд, отдавал всё своё свободное время сочинительству. «Маленькие прелюдии» тоже написаны для занятий со старшими сыновьями. Например, небольшую «Прелюдию До мажор» - очень любили играть и все мои ученики. (Звучит «Маленькая прелюдия до мажор») В Кётене я написал 2-х головные инвенции и 3-х голосные, которые назвал «симфониями» (т.е. изобретением) Это музыка серьёзная. Но я никогда не был скучным музыкантом. Какая колоссальная разница между этими понятиями: серьёзный и скучный! Никогда не путайте их! Те, кто их исполняет — не скучает никогда!

( Звучат 2-х и 3-х голосные инвенции )

Вед.-Баху не чужда и танцевальная музыка. Ведь его «Английские» и «Французские» сюиты - это циклы старинных танцев, о которых вы, возможно и узнаете только из его сюит. Здесь и весёлая «жига», и галантный «менуэт», и печальная «сарабанда» - такая, как та, которую вы сейчас услышите. ( Звучит «Сарабанда» ля минор) И.С. - Вы знаете, я ведь написал, «почти оперетту»! Это одна из 250 кантат — я написал как церковную музыку так и светскую. Вед- Понимаете, в то время из Южной Америки в Европу проник кофе. Новый напиток сразу же стал модным и сделался предметом раздора между старшим поколением и молодёжью. Бах назвал кантату «Кофейной» - ведь в ней идёт речь о том, как Лизетта — дочь Стародума, невзирая на угрозы и увещания своего брата выходит замуж и добивается разрешения у себя дома кофе. Для нас эта тема выглядит странной, но в то время весьма смелой. И.С.- Я был весёлым человеком и любил пошутить. Послушайте же мою «Шутку» из «сюиты-си минор». ( Звучит « Шутка»).

Я бы написал гораздо больше, если бы не мои служебные обязанности. Например, я, будучи преподавателем, воспитателем певческой школы, должен был обслуживать силами школы все церкви города, нести ответственность за состояние церковной музыки, к каждому празднику, а то и к воскресным службам в церкви я обязан был писать новую мессу, кантату. Вед. — Денег на содержание учеников не хватало, мальчики голодали, были плохо одеты. Набирали учеников, не считаясь с мнением Баха. Так, в хоре пели 12-14 человек, а оркестр состоял из 4-х трубачей и 4 скрипачей.

И.С. - Одна отрада - дети, семья. Для них я написал и «ХТК» - 2 тома. Это более высокая ступенька полифонической музыки.

И.С.- Мои сыновья: Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — стали композиторами. Ещё при моей жизни они стали известными.

Вед.- Последние произведения Бах диктовал для записи, так как после неудачной операции ослеп. Только через 100 лет после его смерти Ф. Мендельсон — Бартольди, исполнив величайшее творение Баха «Страсти по Матфею» заставил вспомнить о музыке композитора. Тогда же в Германии было издано первое собрание сочинений И. С. Баха. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Мне дорог Бах - Ну, как бы вам сказать- Не то, чтоб нынче музыки не стало, Но вот такого чистого кристалла Ещё нам не являлась благодать. Какое равновесие страстей. Какая удивительная повесть О брошенной в века душе моей!

Избранные записи 
Новые записи 
Я в соцсетях
  • Иконка Facebook с длинной тенью
  • Иконка Twitter с длинной тенью
  • Иконка YouTube с длинной тенью
  • Иконка Instagram с длинной тенью
Другие полезные блоги о пиаре
Поиск по ключевым словам
Тегов пока нет.
bottom of page